Биологическая и энергетическая теории этноса - освітні послуги - статті на іншу тематику - Каталог статей - Наша освіта
Головна » Статті » статті на іншу тематику » освітні послуги

Биологическая и энергетическая теории этноса

По проблемам этноса происходят многочисленные дискуссии, на которых обсуждаются различные теории и концепции этноса. Остановимся на некоторых из них.

 Биологическая и энергетическая теории этноса.

Термином «этнос» следует обозначать народы, нации, племена, которые отличаются друг от друга языком, образом жизни и культурой поведения

Биологическая теория этноса. Русский этнолог М. С. Широкогоров писал, что этнос – это такая людей, в которой происходят процессы формирования, развития и гибели тех элементов, которые дают возможность существовать человечеству как отдельному виду; этнос – это такая группа людей, которая объедена общностью происхождения, обычаев, языка и образом жизни.

  Широкогоров рассматривал развитие этноса как процесс приспособления его к среде и приспособление среды к своим потребностям. Отождествляя этносы с биологическими общностями, он механически переносил законы зоологии на исторические процессы. Делал вывод: для этноса любая форма существования оправдана, так как основная цель этноса – выжить. Движущей силой развития этносов он считал войну, развитие культуры и рост населения.

А. Билинский (немецкий учёный украинского происхождения) так же полагал, что народ – биологическая общность, объединённая кровными, биологическими связями.

Энергетическая теория этноса. Создателем этой теории является                Л. Гумилёв: человек отличается от всех живых существ тем, что осознаёт свою деятельность, сознательно и целенаправленно изменяет условия своего существования. Человек, как и все живые существа, неразрывно связан с окружающей средой.

Таким образом, с точки зрения Гумилёва, этносы – биологическая реальность, которая завёрнута в определённую социальную оболочку.

По Гумилёву, этносы не являются только биологическим явлением, популяцией, не являются только расами (раса – биологическое явление), не являются только обществом (социальной группой) или только социальными коллективами.

Для Гумилёва этнос – такая биофизическая этническая общность, которая находится между биосферой и социосферой. Этнос – это такая сложная система, которую нельзя свести только к ряду социальных черт (языка, культуры, территории, общности экономической жизни, самоназвания            и т. д.).

Л. Гумилёв сводил феномен этноса к сфере поведения.

Существенной чертой этносов Гумилёв так же считал их связь с энергией Солнца, с космическим излучением и с радиоактивным излучением в недрах Земли. Важнейшей является энергия Солнца, пронизывающая всю биосферу. Этносы как часть биосферы подчиняются закону сохранения энергии (биогеохимической энергии живого вещества).

Сущность этноса можно пояснить лишь через деятельность специфического космического излучения, изредка достигающего Земли и вызывающего мгновенную энергетическую энергию, которая способствует появлению людей с повышенной тяготой к активной деятельности. Это свойство Гумилёв называл пассионарностью – энергетически унаследованной поведенческой активностью, которая проявляется в стремлении индивида достигнуть поставленной цели.

Пассионарии – люди энерго излишнего типа, которые от рождения способны брать из окружающего мира больше энергии, чем нужно для личного и коллективного самосохранения, способные применять эту энергию для целенаправленной деятельности по изменению окружающей среды. Собираясь, пассионарии не только ставят цели, но стремятся их реализовать. Именно в их среде разрабатываются общие поведенческие и культурные стереотипы, общее самосознание, что даёт возможность этносам противопоставлять себя на основе дихотомии «мы» – «они» другим этносам. Поэтому Гумилёв делает вывод о том, что этносы – стойкие закономерно сформировавшиеся коллективы людей, которые противопоставляют себя другим аналогичным коллективам, характеризируются чувством комплиментарности (похвалы) и отличаются своеобразными стереотипами поведения, что закономерно измеряется в историческом времени.

Следовательно, по Гумилёву:

- этнос – система, а не сумма человеческих организмов;

- этнос – географическая и биофизическая общность, которая наряжена в социальную оболочку;

- этнос формируется из индивидов общего происхождения, объединённых чувством комплиментарности.

- этнос имеет «единое пассионарное поле»;

- этнос, получив заряд энергии, постепенно её теряет в процессе своего возникновения, развития, упадка и отмирания;

- этнос стремится создать собственную социально-политическую и государственную систему, которая обеспечивает благоприятные условия для его существования.

Категорія: освітні послуги | Додав: damar (24.08.2012)
Переглядів: 919 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]