Головна » Статті » статті на іншу тематику » освітні послуги

Что такое этнодемография?
1. Этносы – предмет этнодемографии
В настоящее время на Земле существуют различные типы этносов. Однако зачастую весьма сложно определить, к какому типу относится тот или иной народ, так как у многих из них недостаточно чётко выражены признаки, отличающие нацию от народности, народность от племени и т. д. Попытаемся разобраться в этом сложном вопросе.
А) Формы социальных общностей.
Разновидностей объединений людей существует множество: от двух человек до всего человечества. Социальные общности могут быть временными и постоянными, малочисленными и крупными, территориальными и экстерриториальными, расовыми и социально-биологическими (например, семья), идейными и политическими, социальными и экономическими, историческими и этническими и т. д.
Каждый человек и человеческие коллективы существуют во времени, в конкретной географической, социально-экономической и этнической среде.  Вне общества и этноса нет человеческой жизни. Это обозначает, что человек одновременно принадлежит к нескольким общностям. Коренной житель       г. Глухова, например, украинец, одновременно принадлежит к украинскому этносу, восточным славянам, индоевропейцам и т. п.
  Этнодемография сосредотачивает своё внимание на изучении исторических и социальных общностей:
- историческими общностями считаются те, которые отличаются устойчивостью и длительностью существования хотя бы одну историческую эпоху (род, племя, возрастные и половые группы, касты, социальные группы, классы, нации, государственные и политические формирования и др.); 
- социальными общностями являются те, которые характеризуются определёнными общими социальными чертами и признаками (классы, касты, сословия, профессиональные группы, группы по образованию и доходам, страты вертикальной и горизонтальной стратификации: администраторы, коммерческий класс, мелкая буржуазия, технические работники, квалифицированные рабочие, технические специалисты разных уровней и др.).
Среди этих общностей особенную роль играют этнические, например, роды и племена, имеющие своё имя, язык и культуру – бытовые особенности (верования, обряды, стереотипы поведения и т. п.).
Исторически самым ранним типом этноса было племя, состоящее из нескольких родов – социальных ячеек, связанных кровными узами. В настоящее время племена в их «классическом» виде встречаются весьма редко. Черты родоплеменной организации коллектива сохраняются у кочевых и полукочевых народов.
В процессе разложения первобытного строя возникли союзы племён, где произошла замена прежних кровнородственных связей  связями территориальными.  Так родилась новая форма этносов – народность, исторически сложившаяся языковая, экономическая и культурная общность людей. Первые народности сформировались в рабовладельческую эпоху. Широкое распространение они получили в период феодализма.
С развитием капитализма сформировалась нация – устойчивая общность территории, экономики и культуры, языка и национального характера, чёткого этнического самосознания.
Трёхчленное деление этносов (племя, народность, нация) не отражает всего разнообразий этнических общностей. Существуют и другие общности:
- иммигранты – переходные этнические группы;
- субэтносы – обособленные этнические группы, сохранившие свой диалект или говор, специфику материальной и духовной культуры, религиозные различия и т. п.;
- межэтнические, или надэтнические общности – объединения нескольких народов с элементами общего самосознания (например, славянские, романские, монгольские и другие народы, близкие не только по языкам, но и  по культуре и быту).
Таким образом, земной шар населяет множество этносов, находящихся на различных стадиях социально-экономического и культурного развития. Этносы – это исторически сложившиеся на определённых территориях устойчивые общности людей, обладающие единым языком, относительно стабильными особенностями культуры и психики, общим самосознанием.
Б) Понятия «этнос» и «этничность».
Центральным в этнодемографии является понятие «этнос». Им обозначаются те человеческие общности, которые называют в быту, в газетах, в публицистике, в научных исследованиях народами.
Термин «этнос» взят из древнегреческого языка и дословно обозначает «не грек», «иностранец». Этимологически он обозначает стадо, группа (толпа) людей, народ, племя, род, иностранное племя и т. п. С V века до н. э. его используют в значении «племя негреческого происхождения», «народ негреческого происхождения». Себя греки обозначали словом «демос» (народ) и отличали от не греков тем, что последних называли «этносом».
В таком значении римляне ввели понятие «этнос» в латинский язык. В связи с его латинизацией появилось прилагательное «этнический», которое употреблялось в значении «нехристианский», «языческий».
Ныне термин «этнос» стал научным понятием, являющимся эквивалентом древнегреческого слова «демос» (народ) в значении специфической историко-культурной и естественной, осознанной людьми общности. Чтобы подчеркнуть именно такое его значение, иногда объединяют оба слова в сочетании «этносы-народы».
Сейчас понятие «этнос» употребляется как научный термин для обозначения всех исторических типов этнических общностей от племён до современных наций.
Понятие «этничность» появилось во второй половине XIX века. Распространение получило во второй половине XX столетия, когда в США началось изучение роли этнических факторов в формировании иммигрантской социальной общности. В 1974 году некоторые американские учёные небезосновательно стали утверждать, что этничность – совокупность многих черт и признаков, которые выражают сущность каждой из этнических групп.
Следовательно, этничность – это целостная сложная система отношений, объединяющая носителей этнических черт с их этнической средой.
В) Понятие «нация».
Латинское слово «натио» имеет много значений: род, племя, народ, порода, иноверцы, чужестранцы и т. п. Сначала термин имел несколько унизительное содержание:
- в Древнем Риме нациями называли группы иностранцев с определённого региона, связанных кровными узами и не имевших таких прав, как граждане Рима;
- нациями называли все «варварские» этносы;
- в латинских вариантах Библии понятие «нация» употреблялось для обозначения иностранцев;
- себя римляне называли понятием «народ».
С 212 года понятием «нация» начали обозначать всех граждан Римской империи.
Параллельно римляне пользовались ещё понятием «генс» - род, племя, народ, родовая община, городская община. Но когда хотели подчеркнуть кровные по происхождению связи этносов, то объединяли оба термина в словосочетание «группа родственных народов».
В эпоху средних веков понятие «нация» употребляли в традициях древних римлян. Но с 900 года начали придавать нации этническое содержание. В начале XIV ст. упоминаются итальянская, испанская, германская, английская, французская, шотландская, ирландская и другие нации. В 1486 году термин «нация» применили к названию «Римская Империя Германской Нации», что свидетельствовало не только о территориальном, но и об этническом единстве всех немцев.
 В Англии с XVI ст., во Франции с XVII ст. понятие «нация» отождествлялось с населением государства или с самим государством.
 В XIX в английском и французском языках культивировалось политическое значение термина «нация». В нацию включали всё население страны, независимо от его этнической принадлежности. В этом случае исчезли различия между понятиями «народ» и «нация». На протяжении   XIX-XX ст. в англоязычных и франкоязычных такое пояснение термина «нация» было доминирующим. Об этом свидетельствует создание в 1919 г. Лиги Наций и в 1945 г. ООН, которые на самом деле стали объединением государств, а не наций.
В немецком языке с 1486 г. понятие «нация» подчёркивало этническую близость населения (общность языка, культуры, традиций). Для политически разделённых немцев понятия «нация» и «народ» - синонимы, однако нация и государство – не отождествлялись. Такое объяснение нации от немцев переняли славянские и не славянские этносы Центральной и Восточной Европы.
Разнообразное понимание термина «нация» усложнило возможность формирования его универсального значения. Ныне существует несколько пониманий понятия «нация»:
- нация – это вечное, биологическое явление;
- нация – это исторический, социальный феномен;
- нация – это что-то мистическое, недоступное сознанию и познанию, иррациональное событие.
Сейчас наиболее популярным определением нации является: Нация – это особенное положение социально-экономического, национально-культурного и политического развития этноса, связанное с развитием национального сознания, с сознанием государственности, национальных символов и атрибутов, национальной культуры.
Следовательно, нация – это конкретно-исторический тип этноса.
В процессе формирования нации условно можно выделить три этапа:
- академический – сбор и публикация памяток истории, культуры, этнографии, фольклора, языка и т. п.;
- культурный – становление литературного языка, развитие национальной культуры и науки, формирования системы национального образования          и т. д.;
- политический – движение этнической общности к государственному самоопределению и полной политической независимости, то есть к нации. Основанием формирования нации является национальная идея – стремление этноса к формированию своей государственности.
Нация – это, как уже отмечалось, особое положение этноса, связанное, прежде всего с формированием этнонациональной психологии, включающей в себя следующие важнейшие моменты:
- этническую ментальность – совокупность особенностей психологического  характера, традиционного мировоззрения, мироощущения и мировосприятия членов этнической общности;
- этнический характер – совокупность исторически сформированных черт, определяющие привычные манеры поведения, типовые способы деятельности к окружающему миру, к труду, к своей и чужой этнической общности, то есть этнические стереотипы;
- этнический темперамент – совокупность определённых стандартов поведения большинства членов этноса, то есть стандарты поведения;
- этнические традиции и обычаи – совокупность этнических вкусов, чувств и сознания (осознание своего группового единства, принадлежности к этносу).
Этнонациональная психология тесно связана с выяснением сути национализма – это естественная и открытая демонстрация, отстаивание и этносами своей самобытности и неповторимости, стремление к государственной и политической независимости.
На этническом уровне национализм есть проявление коллективного патриотизма, осознанно-приоритетное отношение к национализму, любовь к родной традиционно-бытовой культуре.
На личностном уровне национализм – это когда интересы народа ставятся выше, чем личные.
На общественном уровне национализм есть осознание этносом себя как субъекта политики с чётко выраженной целью, государственными интересами, методологией выживания и сознания государства.
На идейном уровне национализм есть идеология национальной жизни (система политической, экономической, этической, эстетической, религиозной, общественной жизни), национально-освободительской борьбы, государственного сознания.
На государственном уровне национализм есть политика обеспечения индивидуальных и групповых потребностей членов этнической общности через реализацию общенациональных программ.
Двойного подхода к национализму не может быть, бессмысленно его хвалить или лаять. Национализм – нейтральный феномен, который можно использовать как инструмент прогресса, освобождения и формирования нации.
Г) Понятие «народ».
При характеристике национального состава того или иного государства или региона чаще всего употребляется понятие «народ», равнозначное понятию «этнос». В одних случаях этот термин охватывает нации и народности (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка и др.), в других – народности и группы родственных племён или даже отдельные племена (некоторые страны Африки, зарубежной Азии и Океании).
Этнический состав населения мира непрерывно изменяется. Иногда появляются новые этносы. Однако в целом консолидация и ассимиляция ведут к сокращению общего числа народов. Даже в Европе постоянно исчезают некоторые этносы (галлы, фризы и т. д.).
Подвержено переменам и размещение народов. В своём большинстве многие народы живут компактно. Смешанное в национальном отношении население характерно для тех народов, которые говорят на родственных языках или близки в культурно-бытовом отношении.
Политические границы не часто совпадают с этническими. Пожалуй, только в Западной Европе и странах Латинской Америки такое совпадение обычно. В других же регионах очень многие народы разделены государственными границами и живут в пределах двух и более государств. Национальные государства встречаются сравнительно редко (ряд государств Западной Европы и Аравийского полуострова, Япония, Корея и др.). Большинство же стран мира – многонациональны.
В настоящее время в однонациональных государствах расселены небольшие группы национальных меньшинств – группы, оторванные от основной массы более или менее крупных народов, к  которым они принадлежат (греки в Турции, алжирцы во Франции, албанцы в Италии         и т. д.).
Есть национальности нигде не образующие своего государства (баски в Испании и Франции, курды в Турции, Ираке, Сирии, белуджи в Пакистане, Иране, Афганистане и т. д.). Однако на своих территориях эти народы составляют большинство.
В некоторых государствах к национальным меньшинствам относят все национальности данного государства, кроме основных (например, Украина).
Обычно понятием «народ» обозначают разные временные и устойчивые социальные общности. Им называли определённую группу людей: «там было много народа» и т. д. Социальные группы населения также называют народом: «народная жизнь», «власть народа» и т. п.
Население одного государства, независимо от его этнической самоидентификации, также называют народом: пакистанский (пакистан как этнос не существует) народ, индийский народ (общее название всех индивидуальных этносов), югославский, советский народ и т. д.
Как видим, понятием «народ» обозначают всех людей одного государства. При этом название государства становится самоназванием его граждан (казахи, например, и т. д.).
Таким образом, понятие «народ» - социально-политический и геополитический термин, которым обозначают граждан одного государства, независимо от их этнической принадлежности. Такие политонимы быстро выходят из употребления, когда граждане конкретного государства оказываются за его пределами. Так, украинцы, переселившись в другие страны, не называют себя русскими, поляками и т. д., а остаются украинцами. Переселенцы с бывшей Югославии называли себя не «югославами», а сербами, хорватами, македонцами и т. д.
Древние греки употребляли понятие «демос» и подразумевали под ним основную массу населения государства (связанную между собой этногенезом, языком и культурой), объединение свободных граждан. От понятия «демос» произошло несколько производных терминов, а именно: демократия – народовластие и демография – наука о воспроизводстве, структуре, динамике и размещении населения.
 Понятие «народ» обозначает не только социальные и геополитические общности, но и историко-культурные и этнические общности. При этом понятие «народ» приобретает специфическое содержание и объединяет «своих» людей, то есть тех, кто осознаёт своё этническое единство: украинский народ (украинцы), польский народ (поляки) и т. д. Люди таких общностей принадлежат к разным социальным группам и могут быть гражданами разных государств. Так, украинцы, проживая в разных государствах, осознают свою принадлежность к родному этносу.
Термин «народ» следует употреблять для обозначения граждан одного государства независимо от их этнической принадлежности: украинский народ, индийский народ и т. д.
Категорія: освітні послуги | Додав: damar (24.08.2012)
Переглядів: 1470 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]