Демографические концепции. Качественные концепции - освітні послуги - статті на іншу тематику - Каталог статей - Наша освіта
Головна » Статті » статті на іншу тематику » освітні послуги

Демографические концепции. Качественные концепции

II. 1. Расизм как теория.

Речь пойдёт о качественных концепциях.

Количественные концепции исходят из того, что решающим фактором общественного развития является количество населения, то качественные теории на эту роль выводят качество населения, отражающееся в его составе. Такой концепцией считается концепция расизма.

Основные положения «расовой теории»:

- существуют расы «высшие», являющиеся двигателями культуры;

- существуют расы «низшие», к культурному развитию вовсе не способные или способные к нему лишь в незначительной степени.

Эти различия между «высшими» и «низшими» расами предопределены наследственно и неизменны. Прогресс и цивилизация человечества зависит от сохранения «расовой чистоты» и преуспевания «высшей расы» - создателей цивилизации.

Расовые свойства расисты пытаются представить в качестве факторов, определяющих, например, процессы воспроизводства населения. Они утверждали, что «чисто физиологическим причинам» прирост населения уменьшается у народов со Смешанным расовым составом.

Расисты приписывают и различия в продолжительности жизни различием «жизненной расовой энергии».

Человеческие расы характеризуются морфологическими признаками: пигментация кожи, волос и глаз, форма головы и т. д. Однако эти признаки рас второстепенны. Наиболее существенными признаками для человека являются высокоразвитый мозг, структура стопы ног и кистей рук, свойства крови и т. д. Они в одинаковой мере характерны для всех человеческих рас.

Исследования, например, мозга не показали каких-либо расовых различий этого важнейшего органа. Поэтому у всех человеческих рас мы должны ожидать одну и ту же умственную одарённость.

Многочисленные данные этнографии, антропологии, географии и т. д. опровергают басни о природной отсталости, интеллектуальной «неполноценности» «цветных» и культурно-отсталых народов.

II. 2. Органическая теория.

Основатель – Г. Спенсер (1820-1903). Его теория является типичным примером сведения законов общества к законам природы. Все функции общества Спенсер пытается истолковать по аналогии с функциями животного организма. Он различал в организме и в обществе три типа органов: органы питания, распределения и управления.

Согласно Спенсеру, одни группы населения представляют «мозг» общества и, естественно, управляют, другие группы в соответственно со своими «врождёнными качествами» работают физически и т. д. и т. п.

  С органической теорией общества тесно связана органическая концепция воспроизводства населения: человек как более высокоорганизованное животное должен, по Спенсеру, иметь более низкую норму плодовитости.

К органической концепции относится так называемая биологическая теория роста населения, которую выдвинул американский демограф и биолог К. Пирл, согласно которому рост населения (как и других биологических популяций) происходит следующим образом:

- сначала происходит постепенное увеличение прироста;

- затем достигается максимум;

- после чего прирост постепенно снижается.

Этим не соответствующим действительности положением Пирл придаёт псевдонаучный вид при помощи математических формул.

Биологическая теория – это то же мальтузианское предельное количество населения, больше которого не способен прокормить наш «бедный» земной шар. Разница между органической теорией и чистокровным мальтузианством только в том, что при посредстве органической теории якобы найдены внутри самого населения – «организма» - мистические законы, не позволяющие ему превысить этот придел.

II. 3. Теория социальной мобильности.

Исходные положения теории социальной мобильности противоположны положениям расизма. Эта теория полагает, что постоянно совершаются переходы из одних групп в другие. Эти переходы и образуют мобильность (подвижность) населения.

Социальная мобильность – это переходы людей из одних слоёв, групп в другие (социальное перемещение), а так же их продвижение по позициям к более высоким престижам, доходам и власти (социальное восхождение), либо движение к более низким позициям (социальное нисхождение, деградация).

Существуют горизонтальная мобильность – перемещение людей в границах одной и той же страны в связи со сменой места жительства или специальности, и вертикальная – перемещение людей из низших страт в верхние и наоборот.

Термин «социальная мобильность» введён П. Сорокиным. Социальная мобильность – форма социального воспроизводства населения, от её результата зависит характер динамики социальной структуры общества.

Социальная мобильность рассматривается как способность или готовность населения к социальным перемещениям, а последние имеют массовый характер. Характер, направленность и интенсивность социальных перемещений – важный показатель степени межклассовых, межгрупповых и т. д. противоречий.

Аргументы социальной мобильности не могут не вызвать заинтересованность. Существует шесть лифтов добраться до высшей страты:

- экономический – каждый может быть «миллионером», добиться больших успехов в экономике;

- политический – можно сделать политическую карьеру;

- армейский – добиться определённых успехов по службе;

- церковный – пробиться в церковную иерархию;

- научный – подняться в науке;

- брачный – заключить выгодный брак.

Объективные показатели социальной мобильности:

- преобразования в экономике;

- формирование рыночных отношений;

- появления разнообразных форм собственности.

Субъективные показатели социальной мобильности:

- стремление молодёжи к овладению профессиями;

- зависимость социальной мобильности от образования (общего, профессионального и высшего), которое обеспечивает эффективное развитие производительных сил общества, воспроизводит и развивает классовую структуру общества и оказывает мощное воздействие на социализацию индивидов и духовную жизнь общества.

Категорія: освітні послуги | Додав: damar (24.08.2012)
Переглядів: 3026 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]