Демографические концепции. Количественные концепции - освітні послуги - статті на іншу тематику - Каталог статей - Наша освіта
Головна » Статті » статті на іншу тематику » освітні послуги

Демографические концепции. Количественные концепции

I. 1. Ранние демографические концепции.

Ограничимся лишь общими замечаниями по первому вопросу. Характерным для ранних демографических концепций является апология поста населения.

Своё население было источником военного могущества, а чужое в случае завоевания – источником рабов. Позднее население образовывало контингенты солдат и крепостных. Каждый раб и крепостной приносили не столь уж много доходов своему господину, но господствующий класс был заинтересован в увеличении их численности.

В период крепостного права в России богатство измерялось количеством душ. В Средние века в ряде государств существовали законы, запрещавшие лицам определённых профессий покидать пределы государства.

Для увеличения населения возможны два пути: уменьшение смертности и увеличение рождаемости. Для реализации первого пути необходимо улучшать условия жизни и труда людей, что требовало увеличения расходов на их содержание. Оставался второй путь – рождаемость, требующая меньше расходов.

Апология высокой рождаемости получала яркое отражение в религиозных догматах. Устами бога от народа требовали высокой рождаемости (плодовитости).

Та же апология роста населения видна и в ранних экономических учениях. В росте населения виделся источник силы и богатства государства. Так,       Д. Ботеро (1543-1617) исходил из реальной способности населения к размножению, которое сдерживается спорадически, катастрофическими препятствиями (эпидемиями, войнами, голодом), ведущих к равновесию между населением и средствами существования.

Глубокую трактовку проблем населения мы находим у английского учёного В. Кантильёна (1680-1734). Он так же исходил из больших способностей населения к размножению. Однако Кантильён вводит в объяснение динамики населения социальный момент: рост населения сдерживается не спорадическими препятствиями, действующими в виде «катастроф», а постоянными экономическими факторами. Мы находим у него, таким образом, предмет экономических интересов над потребностью размножения.

Так рассуждали американец Франклин, англичанин Галей, француз Моо и швед Варгентин: «То, что браки имеют не одинаковое количество детей, больше всего зависит от различий в экономических условиях и политическом устройстве».

Таким образом, идея равновесия между населением и средствами существования приобретают у этих авторов экономическое содержание.

Те же или подобные идеи мы находим у М. В. Ломоносова, выступающего за ускорение роста населения и предлагавшего определенные меры поощрения брачности и рождаемости.

I. 2. Мальтузианство.

Учёные XVIII ст. заявляли о том, что население превосходит богатство, что размножение всегда переходит за границу средств существования, поэтому везде и всюду есть нищие. Так рассуждали Кёне, Тнерго, Ортес, Таусенд и др.

Т. Мальтус (1766-1834) выдвинул положение: население удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии», а «средства существования не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии».

Замедленный рост средств существования Мальтус обосновывает законом убывающего плодородия почвы. Чем больше растёт население, тем меньше прирост средств существования. В сравнении с ростом населения количество средств существования относительно всё более и более уменьшается.

Свой закон роста населения Мальтус не считает временным: «закон» действует, пишет он, «во все времена и при всевозможных условиях». Отсюда ясна трагедия человечества, особенно «лишних» людей. Если человеку не посчастливилось родится в состоятельной семье, то «лишний» человек «не имеет ни малейшего права требовать какого то ни было пропитания… На великом жизненном пиру, - говорит Мальтус, - нет для него места. Природа повелевает ему удалится и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор».

В соответствии с этим Мальтус возлагает ответственность на безработицу, нищету и т. п., на самих людей «неразумно» размножающихся. «Причина бедности, - пишет Мальтус, - мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества…, поэтому бедные не имеют права требовать права работы и пропитания».

Несостоятельность мальтузианской геометрической прогрессии доказал ещё Чернышевский Н. Г. Он показал, что Мальтус использовал данные о росте населении Америки в период её буржуазной колонизации и подменил процесс размножения населения процессом иммиграции.

Единственно достоверные тогда демографические данные по Швеции противоречили «теории» Мальтуса. Его книга вышла в 1798 г. имевшиеся тогда данные по Швеции с 1750 по 1790 гг. показывали незначительный прирост населения – в среднем 5,7% в год.

Что касается арифметической прогрессии, то её голословность ещё более ясна. При современном уровне агротехники на современных обрабатываемых землях можно прокормить от 35 до 50 млрд. чел.

I. 3. Концепция недостаточности населения.

После первой мировой войны появилась концепция, названа её автором Гершем «мальтузианство навыворот». Её сторонники пытаются представить безработицу и замедление темпов роста производства как следствие падения рождаемости и недостаточного количества населения. Поэтому количество рождаемости уменьшает спрос, например, на товары и поэтому люди лишаются работы. Так ли это?

I. 4. Теория оптимума населения.

В своём труде «Оптимум населения» И. Ференги определяет оптимум населения как ту его численность, которая обеспечивает наибольший доход на душу населения. «Государственные органы должны определить оптимум населения, обеспечивающий наибольшее благополучие человеческой расе, - писал А. Ландри в труде «Демографическая революция».

Подобно мальтузианства теория оптимума населения исходит из того, что уровень жизни определяется соотношением численностью населения и средствами существования. В своём наиболее общем виде теория оптимума полагает, что до определённых пределов рост населения – положительное явление, поскольку человек не только потребляет, но и производит.

С формальной точки зрения это так. На деле же определение величины оптимума населения оказывается невозможным или может быть субъективным, произвольным. Поэтому теория оптимума населения оказывается всего лишь способом объявления той или иной страны переселённой или недонаселённой.

Категорія: освітні послуги | Додав: damar (24.08.2012)
Переглядів: 4835 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 1
1  
fffffdc

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]