Головна » Статті » статті на іншу тематику » освітні послуги

Этнос и его основные признаки и черты размежевания

На сегодня принятых универсальных концепций этноса и этничности не имеем. Но имеются обязательные для всех этносов характеристики, которые называют признаками и не обязательные, называемые чертами.

 

Этнос и его основные признаки и черты размежевания.

Этносы – очень сложные, всеохватывающие и уникальные, неповторимые и неоднозначные социологические общности, возникшие задолго до появления государств. Как глобальное явление этносы имеют собственные законы своего становления, развития, расцвета, упадка и исчезновения. Поэтому их невозможно подвести под законы развития лишь природы или общества.

Этносы формируются в процессе длительной эндогамии. Поэтому они – кровно родственные общности. Человек унаследует от своих предков не только фенотип (совокупность всех признаков и свойств организма, формируемых в процессе индивидуального развития), но и генотип (унаследованная основа организма). Это придаёт этносу форму этнической популяции (представители одного этноса, проживающие на определённой территории). Следовательно, эндогамия есть один из тех важнейших признаков этноса, на основе которого происходило его формирование  как этнической целостности и составляющих его внутренних мозаических элементов.

Очень часто этносы считают продуктами социального развития и отождествляют с обществом. Их не следует отождествлять ни с обществом, ни с природой. Не отрицая роли социальных и биологических факторов в формировании этносов, всё же сводить их к социальным и биологическим формированиям нет оснований. Это обозначает, что этносы – одна из главных самостоятельных общностей, не есть социум, не исключительно биологическая общность, даже не этносоциальная общность. Этнос – процесс естественно исторического развития. Как объект географической оболочки Земли этносы составляют целостность вместе с результатами их деятельности, традициями, географической средой, этническим окружением и т. д.

Для этносов характерно единство стереотипов поведения, которое проявляется в феномене комплиментарности (похвалы), проявляющейся во взаимной симпатии или антипатии членов этнических общностей друг к другу, к этносам и т. д.

На индивидуальном уровне комплиментарность может иметь отклонения от нормы, но на групповом уровне она действует как закономерность. Это  - внутренняя комплиментарность, которая является ещё одним реальным признаком этноса.

Этническое сознание – обязательный признак этнических общностей. Сознание этнических общностей проявляется в массовых формах общественного сознания, т. е. в языке, народном творчестве, искусстве, празднично-обрядовой и бытовой культуре, нормах морали и права, художественной и научной литературе и т. д.

Этническое сознание существует как в концентрированных, массовых (надличностных) формах общественного сознания, так и на уровне индивида. Так, сейчас среди украинцев немало русскоязычных, которые не самоидентифицируют себя украинцами, но это не отрицает существование украинского этноса и массовых форм его этнического сознания. Этническое сознание неразрывно связано с любовью к родному этносу. Она формируется на протяжении всей жизни человека и связана с воспитанием, образованием и трудом.

Этническое самосознание – следующий обязательный признак этнических общностей, обозначающий осознание индивидом своих этнических интересов, чувств, действий, мыслей, мотивов, знаний и представлений, установок и устремлений, которые воспринимаются индивидом в процессе его этнизации, т. е. осознание человеком своей принадлежности к конкретному этносу, чтобы выжить. Главная роль в формировании этнического самосознания принадлежит воспитанию.

Этническая самоидентификация индивида – ещё один обязательный признак этнического этнических общностей, когда человек ощущает себя членом, частицей определённой этнической общности, когда он отождествляет и уподобляет себя с ней. Самоидентификация имеет теоретическое значение, так как индивид не только определяет своё местонахождение в системе связей, но и ощущает свою непрерывность в историческом времени как его неотъемлемая составная часть, и практическое значение, так как поддерживать реальные связи, реальное единство членов этноса через систему родственных, традиционных, культурных, бытовых и других черт.

Этнонимы – обязательный внешний признак этнического сознания. Все когда-то и ныне существующие этносы имеют свои собственные названия (этнонимы: этнос – народ, онома – имя). Этнос украинцы долгое время венгры, немцы, румыны, поляки называли русинами, рутенами, руснаками (от названия Русь), турки и татары – казаками, русские – малороссами.

Этнонимы-самоназвания называют эндоэтнонимами.

Этнонимы имеют разнообразные причины происхождения:

1)              социальный статус этносов (этноним «Русь» в IX в. обозначал не этническую группу, а элитарную социальную прослойку во главе с династией Рюриковичей);

2)              уровень родственных связей;

3)              древние занятия этносов (охотники, оленеводы, пастухи, рыбаки      и т. д.);

4)              этнонимы тотемического происхождения (например, ирокезы – гадюки и т. д.);

5)              некоторые этнонимы происходят от слова «говорить» (албанцы, например, происходят от слова шгип, что обозначает говорить понятно и т. д.);

6)              даже одежда может быть основой этнонимов (например, каракалпаки – чёрные колпаки и т. д.);

7)              иногда происхождение этнонимов связано с религиями (например, калмыки – остатки ойротов, не принявших ислам);

8)              этнонимы происходят и от особых имён вождей или прославленных родов (например, чехи – от имени легендарного Чеха, ногайцы – от Нагая, узбеки – от имени хана узбека и т. д.);

9)              этнонимы имеют географическое происхождение (например, горцы всех мастей и везде, где они существуют, это люди гор); есть люди лессов, полей, морей, востока, запада и т. д.).

 Этнополитонимы – самоназвания, происходящие от названий государств (великороссы, белорусы, малороссы).

Этнические группы. Как понятие в западной (американской) и русской этнологии этнические группы противопоставляются понятию этнос. В европейской и украинской этнологии этнические группы отождествляются частями этносов. Однако термин этнос является наиболее корректным для определения этнических общностей. Поэтому заменять его не следует. Термин этнос как собирательное, обобщающее и родовое понятие может использоваться для характеристики всех этнических общностей.

Таким образом, этносы – устойчивые, исторически естественно-сформированные на определённых территориях исторические общности, характеризующиеся устойчивыми признаками (эндогамией, внутренней комплиментарностью, этническим сознанием и этническими отношениями) и отличающиеся относительно устойчивыми особенностями культуры и поведенческими стереотипами.

Рассмотрим основные черты размежевания этносов.

Общность языка. Язык – средство общения, система приёма и сохранения информации. В мире насчитывается около 5 тысяч языков и более 4 тысяч этносов. Поэтому нет оснований сводить сущность этносов к языку, ставить между ними знак равенства.

 Общность территории. Территория является необходимым условием существования этносов.

Общность культуры. Культура есть то, что создано человечеством, в отличие от того, что имеется в природе. Культура – это совокупность того, что создано трудом и творчеством людей, то есть произведённые ими материальные и духовные ценности. Существует материальная и духовная культура.

Этническая культура – унаследованный от предков комплекс материальной и духовной культуры, которая определяет стиль жизни и выполняет этноидентификационную роль. 

Категорія: освітні послуги | Додав: damar (24.08.2012)
Переглядів: 11597 | Рейтинг: 3.0/2
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]