Этнодемография изучает национальные и другие
особенности этносов, живо интересуется численностью, составом, расселением
этнических групп и т. п. она органически
соприкасается с демографией: одни и те же вопросы интересуют и ту и другую.
Этнодемографию интересуют также религиозные, языковые, расовые, классовые и т.
д. особенности населения. Поэтому эту науку и назвали этнодемографией.
Термин этнодемография состоит из трёх слов: этнос –
нация, демос – народ, графос – пишу, описываю.
Этнодемография – наука о населении, под которым
понимается совокупность людей, проживающих на определённой территории.
Население – субъект производства и всех общественных
явлений. Оно существует в определённой географической среде и осуществляет
производство материальных благ с помощью уровня развития производительных сил.
Люди не могут существовать, не производя средства к жизни.
Население – предпосылка всего общественного
производства: материального, духовного, производства человека. Численность
людей и особенно работающее население с его квалификацией при данном уровне
производительных сил является фактором, обусловливающим размер общественного
богатства, возможности дальнейшего экономического развития.
Численность населения влияет на общество: замедляет
или ускоряет его развитие. Общественные условия обратно влияют на изменение
численности населения. Некоторые учёные, например, Мальтус и др. (о них в
другой лекции), приписывают росту населения определяющее значение в
общественном развитии.
Понятие «демография» впервые употреблено французским
учёным А. Гийяром в 1855 году в
книге «Элементы статистики населения или сравнительная демография».
Этнодемография – общественная наука, исследующая на
основе социальных, экономических, биологических и географических факторов
закономерности процессов и явлений, происходящих в структуре, размещении,
перемещении и динамике населения.
Этнодемография исследует и разрабатывает:
- теории населения;
- политику населения;
- перспективы развития населения.
Этнодемография тесно связана с различными
общественными науками и в первую очередь с социологией. Обе имеют своим
предметом общество. Как и в социологии, так и в этнодемографии первичной
единицей является человек.
Однако между этнодемографией и социологией имеются и различия:
- социологи рассматривают человека как индивид,
личность, индивидуальность (три ипостаси человека) и член общества;
- в этнодемографии человек рассматривается как элемент
общности, как «молекула» социального «тела» - населения.
Этнодемография тесно связана с политической экономией
(исследование производственных отношений),
с историей (рассмотрение проблем на фоне исторических событий), с
правовой наукой (выработка рекомендаций), с этнографией (изучение культуры,
быта, национальных особенностей и т. д.), с социальной гигиеной (здоровье
людей), со статистикой (изучение структуры населения на основе статистических
данных).
Этнодемография исследует размещение населения
(урбанизация и т. д.), движение населения (брачность, формирование семьи,
рождаемость, разводимость, смертность и т. д.). Она изучает историю населения.
Так, в конце неолита, то есть к началу исторического периода, численность
населения Земного шара достигла примерно 50 млн. человек, к началу нашей эры –
230 млн. человек. В начале XIX века
численность населения достигла 1
миллиард человек, в 1900 году – 1,6 млрд. человек, в 1930 – 2 млрд. человек, в
1961 году – 3 млрд. человек, в 1987 году – 5 млрд. человек, в 2000 году – 6
млрд. человек.
К 1000 году в Киевской Руси проживало около 8 млн.
человек, в Петровской Руси – около 14 млн. человек, в начале XIX века (Царская Россия) – 45 млн. человек, перед Октябрьской Революцией –
163 млн. человек, перед Великой Отечественной войной (СССР) – 200 млн. человек,
к началу 1976 года – 255 млн. человек, перед развалом СССР (1989 год) – 285 млн. человек.
По последней переписи СССР на начало 1989 года
население Украины достигло 52,7 млн. человек, на начало 2001 года – 48,7 млн.
человек.
Большое значение в этнодемографии имеют теории
населения: обоснование определённых закономерностей развития населения.
Теории населения впервые начали разрабатываться ещё в
античную эпоху (Платон, Аристотель).
В средние века вопросами населения занимались
Макиавелли, Ботеро и др.
Много внимания проблемам населения уделяли мыслители XVIII века.
М. В. Ломоносов в письме к графу И. Й. Шувалову (1761 г.) «О сохранении
и размножении Российского народа» высказал ряд ценных соображений, связанных с
ростом населения России.
Французские мыслители XVIII века (Мирабо, Монтескье, Вольтер) полагали, что
численность населения мира уменьшается.
Английские (Стюарт, Таусенд) и итальянские (Дженовези,
Ортес) учёные того времени, наоборот, были убеждённы в быстром росте населения.
Так, Ортес полагал, что численность населения удваивается каждые 30 лет.
Американский учёный Франклин считал, что численность населения удваивается
каждые 20 лет. В 1798 году Мальтус в книге «Опыт о законе народонаселения»
утверждал, что население удваивается каждые 25 лет и растёт в геометрической
прогрессии, тогда, как средства к существованию увеличиваются в арифметической
прогрессии.
История этнодемографии как науки берёт начало от
Граунта, который в 1662 году издал книгу «Естественные и политические наблюдения
о смертности», где впервые даётся анализ этнодемографических данных. Он пришёл
к выводу, что число мужчин примерно равно числу женщин, что число родившихся
мальчиков относится к числу родившихся девочек как 14:13,что смертность в
городах выше смертности в сельской местности.
В 1693 году англичанин Галей построил первую научно
обоснованную таблицу доживаемости.
В 1741 году этнодемография обогатилась трудом
немецкого учёного И. Зюсмильха
«Божественный порядок в изменениях рода человеческого».
В России в XVIII в. появились труды
Ломоносова, Эйлера, Германа и др.
В XIX в. вклад в этнодемографию внесли Кетле
(Бельгия), Фарр (Великобритания), Майр (Германия), Семёнов-Тян-Шанский, Янсон,
Чернышевский, Милютин и др. (Россия).
ХХ век характеризуется особенно быстрым развитием
этнодемографии: возникли демографические институты, созываются демографические
конгрессы, издаются демографические журналы, этнодемография становится
предметом изучения в высших учебных заведениях и т. д.
Система знаний о народонаселении.
Систему знаний о населении
можно представить следующей схемой (смотри схему №1).
Приведённая схема №1, конечно, условна. Но она
помогает уяснить объективное состояние современного изучения населения. Прежде
всего, в ней чётко отображено действительное значение общетеоретических наук в
разработке проблем населения. В центре изучения этих проблем стоит
этнодемография, которая представляет собой систему этноемографических наук (см.
сх. №1). На схеме №1 отмечены также некоторые научные направления:
- экономика населения – экономические аспекты
этнодемографии;
- география населения – территориальные аспекты
этнодемографии;
- социология населения – социологический аспект
этнодемографии, изучающий влияние форм общественного сознания на поведение людей;
- экология населения – экологический аспект
этнодемографии, исследующий взаимоотношения между человеком и средой.
Система научных знаний представляет совокупность
следующих проблем:
- проблема исследования влияния основных законов
общества на развитие населения;
- проблема изучения места и роли населения в системе
определённых производственных отношений;
- проблема рассмотрения взаимосвязей населения и
социально-экономических факторов;
- проблема определения соотношений биологического и
социального в этнодемографических процессах;
- проблема разработки методологии комплексного
изучения населения.
(схема №1) |