Социальные теории этноса в Советском союзе - освітні послуги - статті на іншу тематику - Каталог статей - Наша освіта
Головна » Статті » статті на іншу тематику » освітні послуги

Социальные теории этноса в Советском союзе

Советские обществоведы выделяли племя, народность и нацию. Этносы назывались социальными общностями (организмами, единицами). Концентрировалось внимание на их общем социальном происхождении. На социальных связях, на их социально-классовой структуре.

Дуалистическая концепция этноса. Концепция Ю. Бромлея. Он считал, что нет никаких оснований относить этносы к биологическим популяциям. Этнос – социальное явление. Бромлей выстроил дуалистическую концепцию этноса. Её основная идея – в этносе органически объединяются этнические свойства (язык, бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое сознание и т. п.) и природно-географические, социальные, территориальные и другие факторы. Поэтому каждый этнос имеет дуалистическую природу. Это означает то, что этнос следует рассматривать в узком и широком смыслах:

- в узком – это этничность, включающая собственные этнические характеристики;

- в широком – это этносоциальный организм, в котором этнические элементы сочетаются с социально-экономическими и политическими условиями его существования.

Ядро этноса находится в границах конкретного социума (украинцы Украины, поляки Польши и т. д.). Анализируя понятия «этносы» и «классы» Бромлей отмечает, что классы и этносы не тождественны: этнос, как правило, включает представителей различных классов.

Информационная концепция этноса. Концепция А. Чебоксарова и             Б. Арутюнова. В основе возникновения и самовоспроизводства всех общностей лежат сгустки социальной коммуникативной информации, и все они развиваются и функционируют на противопоставлении «мы» - «они». Однако лишь этносы сформировались на основе комплекса информационных связей, а все другие – на основе естественного отбора. Поэтому этнические общности более устойчивые из всех социальных общностей.

Чебоксаров и Арутюнов подчёркивали, что по форме этносы подобны «животным стадам», поэтому иногда их характеризируют как биологические общности. Однако этносы отличаются от животного стада наличием широких социальных информационных связей. Каждая информация имеет свой источник и её получателей. У различных исторических типах этноса (племя, народность, нация) насыщенность информационных потоков разная. Этносы, как своеобразные фильтры, усваивает нужную и отдаёт лишнюю информацию, и этим усиливают единство и психологическую устойчивость общества. Поэтому изучать этносы следует на основе тех отношений и связей, в которые включаются люди и которые можно описать как формы передачи информации (язык, культура и т. д.).

История человечества свидетельствует, что в различные исторические эпохи люди получали неодинаковое количество социальной информации. Поэтому этнос является стабилизатором соционориативной информации и важнейшим элементом социальной культуры современного общества.

Психология современного человека формировалась в процессе становления вида Homo sapiens, поэтому его информационные возможности ограничены. Он не готов к восприятию воспроизводству огромного количества новейшей информации. Более того, человек воспринимает и оценивает информацию сквозь призму традиционных ценностей. Этническая идентификация человека, его обращение ко всему комплексу традиционной культуры – это своеобразная реакция человеческой психики на обезличенность, сложность и неустойчивость современной жизни.

Авторы концепции пришли к выводу: поскольку человек не готов к восприятию и воспроизводству огромного количества новейшей информации, поскольку существуют объективные предпосылки этнического разнообразия. Иначе говоря, этническое разнообразие человечества будет существовать до тех пор, пока существует биологический вид Homo sapiens.

Системно-статическая (коммуникативная) концепция этноса.

Этносам свойственна сложная внутренняя структура, - утверждали           Г. Е. Марков и В. В. Пименов. Каждая из структур имеет сложное внутреннее строение, состоит из ряда компонентов: территория расселения этноса, экономическая деятельность и её характер, система социальных отношений, язык и языковая деятельность, культура, поведенческие стереотипы, праздники и обряды, самоидентификация, восприятие этнически разнообразного мира, принципы оценки других этносов.

Все советские концепции этноса сформировались на основе марксистской методологии исторического материализма. Их авторы пришли к выводу: вне исторической деятельности нельзя рассматривать проблемы происхождения этноса как историко-культурной реальности.
Категорія: освітні послуги | Додав: damar (24.08.2012)
Переглядів: 1257 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]